|
|
Введение
>>
Смерть
поэта
Смерть поэта
Лермонтов - первый, ибо он, конечно же, выше и лучше
ограниченной внешними красивыми формами,
светскими правилами и
казарменными условностями гвардейско-офицерской среды, в которой ему
пришлось жить и умереть. Напомним, что и здесь положение Лермонтова
было достаточно шатко и двусмысленно: его родство, состояние и связи
делали его завидным женихом для московской небогатой дворянки
Е.А.Сушковой, но немного значили в мнении новой николаевской знати и
петербургского "большого света", царства лицемерия, лжи,
предательств, мелочных условностей, всяческой посредственности и
фарисейства. Дворянин и гвардеец А.В.Дружинин это хорошо понимал: "Лермонтов
принадлежал к тому кругу петербургского общества, который составляет
какой-то промежуточный слой между кругом высшим и кругом средним, и
потому и не имеет прочных корней в обоих". Людей большого света
раздражали независимая манера Лермонтова держаться, дерзкие насмешки
и вмешательство в их важные тайные дела. Даже об умных и
просвещенных Карамзиных и их великосветской компании родственница
поэта говорила: "Миша для них беден". Здесь поэта любили и понимали,
но считали, что он слишком рано стал знаменитым. А граф и светский
литератор-дилетант В.А.Соллогуб, муж известной красавицы,
приписавшей себе одно из лучших стихотворений поэта, позволил себе
утверждать, что Лермонтов вовремя умер. Потому и было сказано об
увлекавшемся всеми этими светскими красавицами, девицами и дамами
поэте: "Как его не понимали эти барыни и барышни, которые только и
думали, что об амуре и женихах!" В 1837 году после гибели Пушкина
Лермонтовым написано знаменитое стихотворение "Смерть Поэта", автор
сразу стал всем известен, был арестован, по высочайшему повелению
переведен тем же чином в армейский полк на Кавказ. Во время визита
императора в Тифлис Лермонтов был прощен и возвращен в гвардию.
Главной чертой лермонтовского творчества является именно борьба, Там,
где есть такая внутренняя сила, такая молодость творческого духа,
вера, надежда и любовь, такой деятельный гений,- там демоны отчаяния
и одиночества отступают и начинает звучать слабый голос внутреннего
человека, добившегося наконец своей красоты и правды. Белинский
вспоминал, что Лермонтов "затевал в уме, утомленном суетою жизни,
создания зрелые". Но уже то, что мы читаем сегодня, сделало автора "Демона"
нашим вечным спутником и замечательным лириком, высказавшимся вполне.
При первом же его явлении с красноречивой и страстной "Смертью Поэта"
все поняли: вот несомненный и достойный наследник Пушкина. Именно
таковы смысл и назначение поэзии и прозы великого русского поэта
М.Ю.Лермонтова.
«Смерть поэта»
28 января 1837 года. По городу разнеслась страшная весть о смерти
Пушкина. Неслыханное число людей захотело проститься с поэтом. Стену
в его квартире на Мойке выломали для посетителей. Жуковский в письме
к Бенкендорфу назвал десять тысяч, С. Н. Карамзина (дочь историка) —
двадцать тысяч, прусский посол в Петербурге Либерман — пятьдесят
тысяч.Когда смертельно раненный Пушкин еще дышал и по городу ходили
слухи о его гибели, Лермонтов написал первые пятьдесят шесть строк
стихотворения «Смерть поэта». Стихи тогда еще неведомого поэта
распространялись в десятках и сотнях списков, потрясли современников,
сейчас они известны почти каждому наизусть.Обратимся к первой
редакции стихотворения (56 строк), написанного 28 января. Беловой
автограф этого текста сохранился в Публичной библиотеке в архиве В.
Ф. Одоевского с надписью его почерком: «Стихотворение Лермонтова,
которое не могло быть напечатано». Надпись свидетельствует, что
Лермонтов хотел его опубликовать в газете «Литературные прибавления
к „Русскому инвалиду“»; газету редактировали А. А. Краевский и В. Ф.
Одоевский. Очевидно, «Смерть поэта» передал редакторам хорошо
знавший их друг Лермонтова Святослав Раевский. Напечатать
стихотворение оказалось невозможно. Даже за краткий некролог,
написанный В. Ф. Одоевским и опубликованный в газете 30 января 1837
года, Краевский получил строжайший выговор.Скорбный пафос некролога,
некоторые обороты перекликаются со «Смертью поэта». Приведем его
полностью: «Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался во
цвете своих лет, в средине своего великого поприща!
Более говорить о
сем не имеем силы, да и не нужно; всякое русское сердце знает всю
цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет
растерзано. Пушкин! наш поэт! Наша радость, наша народная слава!
Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя
привыкнуть.29 января 2 ч. 45 м. пополудни». Гибель Пушкина в первой
редакции стихотворения объясняется столкновением поэта со светским
обществом («Восстал он против мнений света...»). Лермонтов находит
уничтожающие слова; поражает меткость каждого эпитета, каждой оценки.
Удивителен своей конкретностью, беспощадностью обрисовки портрет
убийцы Пушкина — Дантеса. Он списан с натуры. Удалось найти
документы (письмо художника Г. Г. Гагарина), где он сообщает, что
Дантес участвовал в собраниях кавалергардов на квартире князя
Трубецкого. Здесь часто бывал и Лермонтов. Последние шестнадцать
строк (начиная со слов «А вы, надменные потомки...») написаны 7 или
8 февраля.юнкерской школе.господина и удостовериться, не помешан ли
он».
|