|
Введение
>>
Смерть
поэта Смерть поэта Лермонтов - первый, ибо он, конечно же, выше и лучше
ограниченной внешними красивыми формами,
светскими правилами и
казарменными условностями гвардейско-офицерской среды, в которой ему
пришлось жить и умереть. Напомним, что и здесь положение Лермонтова
было достаточно шатко и двусмысленно: его родство, состояние и связи
делали его завидным женихом для московской небогатой дворянки
Е.А.Сушковой, но немного значили в мнении новой николаевской знати и
петербургского "большого света", царства лицемерия, лжи,
предательств, мелочных условностей, всяческой посредственности и
фарисейства. Дворянин и гвардеец А.В.Дружинин это хорошо понимал: "Лермонтов
принадлежал к тому кругу петербургского общества, который составляет
какой-то промежуточный слой между кругом высшим и кругом средним, и
потому и не имеет прочных корней в обоих". Людей большого света
раздражали независимая манера Лермонтова держаться, дерзкие насмешки
и вмешательство в их важные тайные дела. Даже об умных и
просвещенных Карамзиных и их великосветской компании родственница
поэта говорила: "Миша для них беден". Здесь поэта любили и понимали,
но считали, что он слишком рано стал знаменитым. А граф и светский
литератор-дилетант В.А.Соллогуб, муж известной красавицы,
приписавшей себе одно из лучших стихотворений поэта, позволил себе
утверждать, что Лермонтов вовремя умер. Потому и было сказано об
увлекавшемся всеми этими светскими красавицами, девицами и дамами
поэте: "Как его не понимали эти барыни и барышни, которые только и
думали, что об амуре и женихах!" В 1837 году после гибели Пушкина
Лермонтовым написано знаменитое стихотворение "Смерть Поэта", автор
сразу стал всем известен, был арестован, по высочайшему повелению
переведен тем же чином в армейский полк на Кавказ. Во время визита
императора в Тифлис Лермонтов был прощен и возвращен в гвардию.
Главной чертой лермонтовского творчества является именно борьба, Там,
где есть такая внутренняя сила, такая молодость творческого духа,
вера, надежда и любовь, такой деятельный гений,- там демоны отчаяния
и одиночества отступают и начинает звучать слабый голос внутреннего
человека, добившегося наконец своей красоты и правды. Белинский
вспоминал, что Лермонтов "затевал в уме, утомленном суетою жизни,
создания зрелые". Но уже то, что мы читаем сегодня, сделало автора "Демона"
нашим вечным спутником и замечательным лириком, высказавшимся вполне.
При первом же его явлении с красноречивой и страстной "Смертью Поэта"
все поняли: вот несомненный и достойный наследник Пушкина. Именно
таковы смысл и назначение поэзии и прозы великого русского поэта
М.Ю.Лермонтова. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||