Введение
  Родословная
  Детство
  Москва
  Лицей
  Друзья поэта
  Южная ссылка
  Михайловское
  Болдинская осень
  Смерть поэта
  Портреты
  Памятники
  Пушкин в музыке
  К урокам
  Викторины 
  Об авторах
  Введение >> Южная ссылка

Южная ссылка

   Пушкину грозила лисправительная╗ ссылка в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Это означало бы полную изоляцию от общества, от литературы, суровые условия жизни, строгий надзор. Но поэт сам явился к столичному генерал-губернатору графу М. А. Милорадовичу и добровольно лвыдал╗ тексты запрещенных стихотворений. Благодаря этому (а также заступничеству Карамзина) весной 1820 г. он отбыл в лмягкую╗, лвоспитательную╗, ссылку на юг, под начало добросердечного генерала И. Н. Инзова. Поэта лишили права появляться в столицах, в крупных городах, обязали выполнять служебные поручения, зато он сохранил личную свободу, возможность творить, наслаждаться приятным тёплым климатом. Но с каждым годом ссыльный Пушкин всё болезненней, всё острее переживал оторванность от друзей, от столичной жизни, от литературной среды. В апреле 1823 года он с тоской писал Петру Андреевичу Вяземскому: лМои надежды не сбылись: мне нынешний год нельзя будет приехать ни в Москву, ни в Петербург╗. До 1822 года Пушкин хотя бы чувствовал себя лсвоим╗ среди враждебной правительству молодёжи; по пути в ссылку он гостил в киевском имении Каменка у будущих декабристов, вёл смелые разговоры с кишинёвцами. Не будучи членом тайных обществ, Пушкин на юге поддерживал дружеские отношения с их вождями и активными сотрудниками, переписывался с членами Северного общества (прежде всего с К. Ф. Рылеевым). С 1823 года в его письмах с ними, начинается разлад. Для поэтов-декабристов литература была средством достижения нравственных и политических целей Ц очень важным, но всё-таки средством. Для Пушкина она всегда оставалась таинственной областью лвдохновенья, звуков сладких и молитв╗. И чем дальше, тем дальше поэт опасался их культурного диктата, их чересчур практичному отношению к искусству, их желанию поставить лиру на службу лобщему делу╗, превратить литературу, как он иронично выразился в одном из писем к Рылееву, в лреспублике словесности╗.
Отчуждение постепенно нарастало. Кроме того, в середине 1823 года Пушкина перевели в Одессу, в распоряжение к куда более сурового в отношении с подчинёнными начальника Ц генерала Воронцова. (Воронцов отправил Пушкина обследовать местности пострадавшие от саранчи; оскорбившись, поэт представил лотчёт╗: лСаранча летала, летала, селаЕ и всё съела╗). С трудом перенося провинциальную скуку, Пушкин то обдумывал планы побега за границу, то перебраться в среднюю полосу Росси. В августе 1824 года его переведут на жительство в фамильное имение Михайловское недалеко от Пскова, под надзор полиции. (Содействовать властям поэта согласился отец поэта, что окончательно испортит их отношения.)
Но душевное смятение, страдание, тоска преобразовались в лирическую гармонию Ц и в поэзии Пушкин словно переживал ещё одну, несравненно более свободную и гармоничную жизнь.
На юге зазвучал в полную силу его лирический голос. Именно по пути в ссылку, летом 1820 года, были созданы романтические элегии лПогасло дневное светило Е╗ и лРедеет облаков летучая толпа Е╗. Последнее стихотворение не поддается однозначному истолкованию. Но поэт и не стремится к ясности, его стихи должны быть чуть-чуть туманными, как сам пейзаж в туманных сумерках. Торжественные образы ночного море и предзакатных гор, утраченная любовь, трепетная интонация, недоговоренность Ц всё это лприметы╗ романтизма, во власти которого пребывал тогда Пушкин.
Стихи, созданные на юге, постепенно складывались в один поэтический сюжет. Они превращались в лирический роман, повествующий о поэте, изгнанном властью на окраину империи, не раз обманутом лмолодыми ветреницами╗, но не изменившем главной своей любви, - внутренней свободы. Власть не может отнять у него внутреннюю свободу. Чересчур серьёзные друзья-декабристы не могут поколебать его творческую веру в собственное предназначение. Единственное, что выше сил Пушкина, - это лдаровать свободу╗ своим творениям Ц далеко не все они из-за цензуры появиться в печати, по крайней мере в неискажённом виде. Возможно в стихотворении лПтичка╗ (1823) поэт говорит и об этом.
В лирике этих лет переплетаются разные мотивы. Пушкин говорит о лдемоническом╗ разочаровании в жизни. Пушкин пишет об свободы и о неволе, царящей вокруг, об утраченной любви, что одновременно разрывает сердце поэта и сулит ему блаженство воспоминаний. И о верной дружбе, которая сквозь пространство и время соединяет разлученных друзей, сводит их в тайный круг (лДрузьям╗: лВчера был день разлуки шумнойЕ╗, 1822 год).
Мотивы свободы и неволи, обманутой любви и вечной надежды звучат в цикле романтических люжных╗ поэм. Герои этих поэм во многом похожи на героев лвосточных повестей╗ (поэм) великого английского романтика Джорджа Гордона Байрона. Это разочарование европейцы, в поисках свободы бегущие от цивилизации в естественный лдикий╗ мир. Там их ждёт роковая влюблённость, неразрешимые противоречия, новые разочаровании. Именно Ц роковая, именно Ц неразрушимые. Так, герой лКавказского пленника╗ (1820 Ц 1821 года) охладев сердцем и устремившись вслед за лвесёлым призраком свободы╗, попадает в черкесский плен. Влюблённая в пленника лдева гор╗, черкешенка, освобождает его, а сама бросается в бурные воды ТерекаЕ Так, крымский хан Гирей (лБахчисарайский фонтан╗, 1821 Ц 1823 года), полюбив взятую в плен христианку Марию, забыл о войне, и наслаждения гарема.
Наложница Гирея наложница Зарема, не в силах простить лизмену╗ хана, убивает смиренную Марию.
Но уже в лКавказском пленнике╗ - первой из люжных╗ поэм Ц Пушкин столкнулся с серьёзным препятствием.
По законам романтизма сквозь образ героя должен обязательно просвечивать лик поэта-романтика. Многочисленные полунамёки призваны были заронить у читателя подозревание: нечто подобное пережил и сам автор. Но Пушкин в письме кишинёвскому другу В. П. Горчакову (1822 год) признавался, что не может быть героем романтического стихотворения Ц разочарованным, поглощенным собой без остатка и потому равнодушному к человечеству. Быть может, поэтому характер героя вышел бледным, не в пример характеру черкешенки Ц живому, подвижному. В следующей поэму, лБахчисарайский фонтан╗, главный герой как будто бы хан (правда, этот характер поэт назвал позже неудачным). А на самом далев центре поэмы находятся две женщины Ц Мария и Зарема.
В поэме лЦыганы╗ (1824 год), замкнувшей лбайронический╗ цикл, романтический герой изменяется сам. Предельно сблизившись с ним, связав его имя (Алеко) со своим (Александр), Пушкин в конце концов отверг его романтическое устремление, подытожив поэму жёсткими, почти холодными стихами:
Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны! И под избранными шатрами Живут мучительны сны, И ваши сени кочевые В пустынях не спаслись от бед, И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет. лДикая╗ свобода не избавляет от мучений, которые принесла герою цивилизация. Финал поэмы трагичен и открыт.

 
Hosted by uCoz