|
|
Введение
>>
Южная
ссылка
Южная ссылка
Пушкину грозила лисправительная╗ ссылка в Сибирь или в
Соловецкий монастырь. Это означало бы полную изоляцию от общества,
от литературы, суровые условия жизни, строгий надзор. Но поэт сам
явился к столичному генерал-губернатору графу М. А. Милорадовичу и
добровольно лвыдал╗ тексты запрещенных стихотворений. Благодаря
этому (а также заступничеству Карамзина) весной 1820 г. он отбыл в лмягкую╗,
лвоспитательную╗, ссылку на юг, под начало добросердечного генерала
И. Н. Инзова. Поэта лишили права появляться в столицах, в крупных
городах, обязали выполнять служебные поручения, зато он сохранил
личную свободу, возможность творить, наслаждаться приятным тёплым
климатом. Но с каждым годом ссыльный Пушкин всё болезненней, всё
острее переживал оторванность от друзей, от столичной жизни, от
литературной среды. В апреле 1823 года он с тоской писал Петру
Андреевичу Вяземскому: лМои надежды не сбылись: мне нынешний год
нельзя будет приехать ни в Москву, ни в Петербург╗. До 1822 года
Пушкин хотя бы чувствовал себя лсвоим╗ среди враждебной
правительству молодёжи; по пути в ссылку он гостил в киевском имении
Каменка у будущих декабристов, вёл смелые разговоры с кишинёвцами.
Не будучи членом тайных обществ, Пушкин на юге поддерживал дружеские
отношения с их вождями и активными сотрудниками, переписывался с
членами Северного общества (прежде всего с К. Ф. Рылеевым). С 1823
года в его письмах с ними, начинается разлад. Для поэтов-декабристов
литература была средством достижения нравственных и политических
целей Ц очень важным, но всё-таки средством. Для Пушкина она всегда
оставалась таинственной областью лвдохновенья, звуков сладких и
молитв╗. И чем дальше, тем дальше поэт опасался их культурного
диктата, их чересчур практичному отношению к искусству, их желанию
поставить лиру на службу лобщему делу╗, превратить литературу, как
он иронично выразился в одном из писем к Рылееву, в лреспублике
словесности╗.
Отчуждение постепенно нарастало. Кроме того, в середине 1823 года
Пушкина перевели в Одессу, в распоряжение к куда более сурового в
отношении с подчинёнными начальника Ц генерала Воронцова. (Воронцов
отправил Пушкина обследовать местности пострадавшие от саранчи;
оскорбившись, поэт представил лотчёт╗: лСаранча летала, летала, селаЕ
и всё съела╗). С трудом перенося провинциальную скуку, Пушкин то
обдумывал планы побега за границу, то перебраться в среднюю полосу
Росси. В августе 1824 года его переведут на жительство в фамильное
имение Михайловское недалеко от Пскова, под надзор полиции. (Содействовать
властям поэта согласился отец поэта, что окончательно испортит их
отношения.)
Но душевное смятение, страдание, тоска преобразовались в лирическую
гармонию Ц и в поэзии Пушкин словно переживал ещё одну, несравненно
более свободную и гармоничную жизнь.
На юге зазвучал в полную силу его лирический голос. Именно по пути в
ссылку, летом 1820 года, были созданы романтические элегии лПогасло
дневное светило Е╗ и лРедеет облаков летучая толпа Е╗. Последнее
стихотворение не поддается однозначному истолкованию. Но поэт и не
стремится к ясности, его стихи должны быть чуть-чуть туманными, как
сам пейзаж в туманных сумерках. Торжественные образы ночного море и
предзакатных гор, утраченная любовь, трепетная интонация,
недоговоренность Ц всё это лприметы╗ романтизма, во власти которого
пребывал тогда Пушкин.
Стихи, созданные на юге, постепенно складывались в один поэтический
сюжет. Они превращались в лирический роман, повествующий о поэте,
изгнанном властью на окраину империи, не раз обманутом лмолодыми
ветреницами╗, но не изменившем главной своей любви, - внутренней
свободы. Власть не может отнять у него внутреннюю свободу. Чересчур
серьёзные друзья-декабристы не могут поколебать его творческую веру
в собственное предназначение. Единственное, что выше сил Пушкина, -
это лдаровать свободу╗ своим творениям Ц далеко не все они из-за
цензуры появиться в печати, по крайней мере в неискажённом виде.
Возможно в стихотворении лПтичка╗ (1823) поэт говорит и об этом.
В лирике этих лет переплетаются разные мотивы. Пушкин говорит о лдемоническом╗
разочаровании в жизни. Пушкин пишет об свободы и о неволе, царящей
вокруг, об утраченной любви, что одновременно разрывает сердце поэта
и сулит ему блаженство воспоминаний. И о верной дружбе, которая
сквозь пространство и время соединяет разлученных друзей, сводит их
в тайный круг (лДрузьям╗: лВчера был день разлуки шумнойЕ╗, 1822 год).
Мотивы свободы и неволи, обманутой любви и вечной надежды звучат в
цикле романтических люжных╗ поэм. Герои этих поэм во многом похожи
на героев лвосточных повестей╗ (поэм) великого английского романтика
Джорджа Гордона Байрона. Это разочарование европейцы, в поисках
свободы бегущие от цивилизации в естественный лдикий╗ мир. Там их
ждёт роковая влюблённость, неразрешимые противоречия, новые
разочаровании. Именно Ц роковая, именно Ц неразрушимые. Так, герой лКавказского
пленника╗ (1820 Ц 1821 года) охладев сердцем и устремившись вслед за
лвесёлым призраком свободы╗, попадает в черкесский плен. Влюблённая
в пленника лдева гор╗, черкешенка, освобождает его, а сама бросается
в бурные воды ТерекаЕ Так, крымский хан Гирей (лБахчисарайский
фонтан╗, 1821 Ц 1823 года), полюбив взятую в плен христианку Марию,
забыл о войне, и наслаждения гарема.
Наложница Гирея наложница Зарема, не в силах простить лизмену╗ хана,
убивает смиренную Марию.
Но уже в лКавказском пленнике╗ - первой из люжных╗ поэм Ц Пушкин
столкнулся с серьёзным препятствием.
По законам романтизма сквозь образ героя должен обязательно
просвечивать лик поэта-романтика. Многочисленные полунамёки призваны
были заронить у читателя подозревание: нечто подобное пережил и сам
автор. Но Пушкин в письме кишинёвскому другу В. П. Горчакову (1822
год) признавался, что не может быть героем романтического
стихотворения Ц разочарованным, поглощенным собой без остатка и
потому равнодушному к человечеству. Быть может, поэтому характер
героя вышел бледным, не в пример характеру черкешенки Ц живому,
подвижному. В следующей поэму, лБахчисарайский фонтан╗, главный
герой как будто бы хан (правда, этот характер поэт назвал позже
неудачным). А на самом далев центре поэмы находятся две женщины Ц
Мария и Зарема.
В поэме лЦыганы╗ (1824 год), замкнувшей лбайронический╗ цикл,
романтический герой изменяется сам. Предельно сблизившись с ним,
связав его имя (Алеко) со своим (Александр), Пушкин в конце концов
отверг его романтическое устремление, подытожив поэму жёсткими,
почти холодными стихами:
Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны! И под избранными
шатрами Живут мучительны сны, И ваши сени кочевые В пустынях не
спаслись от бед, И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет. лДикая╗
свобода не избавляет от мучений, которые принесла герою цивилизация.
Финал поэмы трагичен и открыт. |